=341=
тем самым особенно обнаруживая свойство, присущее музыкальному становлению как переходу из устоя в неустой и обратно. В токкатах каждая из чередующихся стадий-сфер получает значение собирания сил и накопления энергии — как толчка для последующей стадии.
  Но толчками, «интенсифицирующими» движение, могут быть отдельные особенно неустойчивые и остро диссонирующие в данной системе интонации. Они как бы «встряхивают» или «подстегивают» движение, врываясь в него, и служат признаками своего рода «кризисных стадий» в данном становлении. Таковы знаменитые «клевания» Бородина, таковы различного вида «зигзаги», «просверливающие» ткань, в музыке Прокофьева. Все подобные «возбуждающие» средства препятствуют возникновению инерции становления (движения и формования). В сущности говоря, сюда же можно причислить значительную долю «неожиданных» пауз, а главным образом синкопу с ее взаимно исключающими функциями: перемещение акцента с его обычного места и одновременно, тем самым, утверждение ритма (на этом основывается вся система остро неустойчивого равновесия джаз-банда, где синкопа стала конструктивным формирующим принципом: подчеркнутая слабая доля такта заставляет слух все время «вносить» равновесие в звучание воображаемым утверждением сильной доли).
  Обратимся теперь от наблюдения за различного рода начальными толчками как действующими силами музыки, предваряющей главную тему, как мелодию, или целую часть произведения, и за толчками внутренними, переводящими движение из одной стадии в другую или «встряхивающими» его,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *