=341=
движение, врываясь в него, и служат признаками своего рода «кризисных стадий» в данном становлении. Таковы знаменитые «клевания» Бородина, таковы различного вида «зигзаги», «просверливающие» ткань, в музыке Прокофьева. Все подобные «возбуждающие» средства препятствуют возникновению инерции становления (движения и формования). В сущности говоря, сюда же можно причислить значительную долю «неожиданных» пауз, а главным образом синкопу с ее взаимно исключающими функциями: перемещение акцента с его обычного места и одновременно, тем самым, утверждение ритма (на этом основывается вся система остро неустойчивого равновесия джаз-банда, где синкопа стала конструктивным формирующим принципом: подчеркнутая слабая доля такта заставляет слух все время «вносить» равновесие в звучание воображаемым утверждением сильной доли).
  Обратимся теперь от наблюдения за различного рода начальными толчками как действующими силами музыки, предваряющей главную тему, как мелодию, или целую часть произведения, и за толчками внутренними, переводящими движение из одной стадии в другую или «встряхивающими» его, к изучению исходных интонаций или опорных пунктов и перво-стимулов движения в главенствующих мотивах, темах, партиях и мелодиях. Иначе говоря, представим себе, что элементы, составляющие центр средневековой интонационной формулы, содержатся в любой теме увертюры или симфонии, в любой мелодии марша, независимо от «сигнализирующих» их вступлений. Тогда в анализе понятия толчка мы пойдем от широкого охвата явления к изучению первостимулов тематического
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *