=339=
initio, но внутри становления: утвердить тон, после долгих
  
отклонений опять установить основную тональную сферу. Это происходит не только перед репризой, но и перед кодой, с целью добиться ее интенсивности (чудесный пример по слитности с предшествующим движением и естественности своей органный пункт на тонике как начало коды в увертюре «Женитьба Фигаро» Моцарта). Можно привести еще любопытные произведения, в которых весь процесс оформления представляет собой ряд последовательных органных пунктов. Каждая стадия такой музыки по характеру своего звучания воспринимается как накопление звуковой энергии и напряженная подготовка к разряду, к итогу,— но перемещается бас, и происходит аналогичный процесс до тех пор, пока движение вновь не перейдет в исходную сферу (не обязательно, чтобы и в тождественный материал) и тем самым не восстановится давно желанное равновесие. Замечательные классические примеры такого рода становления можно почерпнуть в токкатах XVII века. Например, токката in F Фрескобальди: в ней сменяются стадии накопления от тональной сферы F через с, g (moll), D, с характерным для эпохи тесным чередованием трезвучий d и D как тоники d-moll, как доминанты g-moll (обозначаю в привычных для нас функциях), затем А, опять С и F только в самый последний момент, в последнем такте, хотя элементы F-dur'HOCTH подготовляются уже в интонациях на А, ибо это менее всего сфера определенного трезвучия, а либо доминанта к предшествующему D, либо не выявленная до конца сфера d-moll и F-dur.* В собрании Torchi «L'arte musicale in Italia» имеется еще одна интересная токката
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *