=339=
энергии» перед акцентом на каком-либо существенном моменте становления музыки, как это видно из данных примеров, особенно часто проявляется в так называемых «педалях» или органных пунктах, подготовляющих репризу (а в операх — финалы или сугубо важные явления и события). Такие «внутренние толчки» надо рассматривать как весьма существенные с динамической точки зрения факторы оформления.
  Остается в силе и другая функция толчка — та же, как и в initio, но внутри становления: утвердить тон, после долгих
  
отклонений опять установить основную тональную сферу. Это происходит не только перед репризой, но и перед кодой, с целью добиться ее интенсивности (чудесный пример по слитности с предшествующим движением и естественности своей органный пункт на тонике как начало коды в увертюре «Женитьба Фигаро» Моцарта). Можно привести еще любопытные произведения, в которых весь процесс оформления представляет собой ряд последовательных органных пунктов. Каждая стадия такой музыки по характеру своего звучания воспринимается как накопление звуковой энергии и напряженная подготовка к разряду, к итогу,— но перемещается бас, и происходит аналогичный процесс до тех пор, пока движение вновь не перейдет в исходную сферу (не обязательно, чтобы и в тождественный материал) и тем самым не восстановится давно желанное равновесие. Замечательные классические примеры такого рода становления можно почерпнуть в токкатах XVII века. Например, токката in F Фрескобальди: в ней сменяются стадии накопления от тональной сферы F через с, g (moll), D, с характерным
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *