=338=
С-аиг'ной гаммы. Вместе с тем направление движения от тоники к доминанте (обратное бетховенскому введению в Первой симфонии) вызывает новое тяготение к тонике.
  Отправной момент увертюры Вебера к «Оберону» звучит и как лейтмотив оперы, и как открывающий слуху заманчивые перспективы влекущий стимул (подобного рода прием и в увертюре «Майская ночь» Римского-Корсакова). Полная противоположность неясным «романтическим далям» — начало увертюры «Волшебная флейта» Моцарта, где четкие удары аккордов, затем пластичное развертывание ладовых формул и напористые синкопы динамически, а не колористически подготовляют внимание. Это величавое, но напряженное движение как бы сдерживает само себя, чтобы тем интенсивнее дать вырваться теме аллегро.*
  Но медленное вступление не всегда играет роль непосредственного толчка. Иногда оно отделяется от аллегро и образует самостоятельный отдел, а между ним и тональной сферой, к которой оно должно привести, вклиняется «разбег» (чаще всего на органном пункте доминанты и при непременном crescendo, т. е. при одновременном нарастании количества звуков и увеличении силы звучности). Этот разбег служит мощным динамическим толчком. Пример: увертюра к «Князю Игорю» Бородина — Глазунова (разбег с фанфарами на органном пункте А перед главной партией и разбег внутри увертюры в виде B-dur'Horo проведения одной из мелодий из сферы мелоса Кон-чака), подготовка аллегро в I части Третьей симфонии Чайковского, «формула перехода» к теме после вступления в I части Четвертой симфонии Бетховена и т. д. Подобного рода прием «собирания энергии»
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *