=337=
валторны) и чувства настороженности, вызываемого tremolo с низкими кларнетами и ударами timpani рр с pizzicato басов. Романтика природы (можно сказать: лес днем при солнце и лес ночью) — лейтмотив всей этой оперы.
  Я намеренно ссылаюсь еще на новый фактор — на колорит музыки вступления увертюры, чтобы указать, что данный фактор играет крайне существенную роль в образовании «вводных настроений». Но самое начало, первые восемь тактов увертюры «Фрейшюц», являясь отправным пунктом всего вступления, точно так же содержательны. Как схема толчка — это простое сопоставление тоники и доминанты, но как интонируемая формула initii — она динамична. Вслушаемся в нее. Из тоники С выводится соотношение верхнего и нижнего полутонов (h и d). Пауза прерывает звучание (но не движение).** Первые скрипки «переводят» звучание вниз, заполняя взятую октаву, но не захватывают доминанту — g. Наоборот, следующий аналогичный
  
этап музыки — тождественная интонация от g — не касается тоники. Этим достигается ощущение контраста на тождественной основе и тональный синтез, так как даны все элементы С-аиг'ной гаммы. Вместе с тем направление движения от тоники к доминанте (обратное бетховенскому введению в Первой симфонии) вызывает новое тяготение к тонике.
  Отправной момент увертюры Вебера к «Оберону» звучит и как лейтмотив оперы, и как открывающий слуху заманчивые перспективы влекущий стимул (подобного рода прием и в увертюре «Майская ночь» Римского-Корсакова). Полная противоположность неясным «романтическим далям» — начало увертюры
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *