=335=
музыке своей и по ее размерам
  

совсем иной толчок к первому аллегро бетховенской симфонии (он сам внутри себя, в своем становлении, имеет и толчки, и моменты замыкания), на деле же он не так далеко отстоит от своего предка. Бетховен также не прямо начинает с тона-устоя данной части симфонии, а «подводит» к нему слух издалека, с других ступеней-созвучий лада. Современникам Бетховена подход казался далеким, мы же слышим теперь в первых аккордах вступления вовсе не чуждые С-аиг'ному строю созвучия. Формула средневековой псалмодии вводила слух в тон, идя по родственным характерным ступеням данного лада,— разница с Бетховеном, значит, только в степени заостренности одного и того же приема, а не в существе.
  Итак, первая функция толчка — включение слуха в основной тон (тональную сферу) музыки, которой предстоит развертываться. На каком расстоянии действует толчок — зависит от разных причин, и не только от его энергии, но и от характера движения и других свойств данного отдела пьесы. Конечно, звуковая насыщенность и напряженность, возникающие, например, во вступительной части Седьмой симфонии Бетховена, и столь волнующее чувство ожидания, которое вызывается началом Девятой симфонии как звучащим пространством, из которого рождается тема,-— эти «образцы начал» или «инициативные интонации» открывают собою широчайшие перспективы музыкального становления. Но отнюдь не значит, что более сжатые и четкие, не изобилующие контрастными образованиями вступительные интонации не в состоянии
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *