=333=
начальный момент музыкального движения с точки зрения процесса интонирования, необходимо выделить в нем: первый отправной звук,* затем первое, характерное для всего дальнейшего движения сопряжение звуков, определяющее ритм и тональность, и, наконец, расширенное введение (например, медленное вступление симфонии). Можно рассматривать каждое данное становление музыки в его крайних пределах как «пробег» от первого толчка до последнего каданса и одновременно можно внутри этого становления наблюдать отдельные соподчиненные целому «толчки и тормозы». В этом пробеге началь-
  
ный и последующие толчки как определители движения действуют тем самым на более или менее далекое расстояние. Тут необходимо помнить, что каждый первый момент интонирования имеет своей непосредственной целью включение сознания слушателя в тон, в сферу музыкального становления на основе свойственной данной эпохе и социальной среде системы соотношения звуков. Если взять какую-либо средневековую интонационную формулу псалмодирования, речитации, то в ней обычно различимы: начальный момент (Initium), ре-читирование на основном тоне (Tenor) с цезурным полукадансом (Metrum) и заключение (Punctum); например: *
  Голос как бы «подбирается» к желанной точке опоры, а не атакует ее сразу. Толчком здесь будет «подход» и момент фиксации тона, на котором ведется речитация.
  Соответственная функция всякой концовки всякого каданса — замкнуть движение в обусловленной данной системой звукосоотношений сфере. Обычно — в той сфере, в какой была музыка в начале или во время главных
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *