=332=
тонов (звуко-сопряжений), детерминирующих себя в данном становлении в качестве первостимулов движения.
  Как в процессе замыкания движения выявляются четкие формы конца, «собирающие» в себе характерные элементы лада, и вместе с тем целые отделы (коды) служат в отношении ко всему предшествующему развитию смыкающим и тормозящим его синтезом,— точно так же существуют свойственные данному стилю приемы отталкивания — начальные интонации, превращающиеся иногда в излюбленные формулы, и вместе с тем толчком же становится целая группа звукосопряжений. В крупных циклических формах первоистоком движения является большое и нередко широко развитое вступление в своем отношении к последующему сонатному аллегро. Всевозможные наигрыши, ритурнели, рефрены в мелких формах точно так же следует рассматривать как отправной момент музыкального становления. В процессе развития рондо постоянное возвращение к руководящему напеву, к теме, являющейся вместе с тем и припевом — функцией, унаследованной от народной хороводной песни с хоровым рефреном (средневековый Rundgesang),— такое возвращение получает смысл, еще более показательный для процесса формования, чем любые наигрыши в куплетных или танцевальных формах. В рондо такого рода постоянное тяготение к первоистоку указывает на необходимость цепляться за отправной момент, как за наиболее организационно сильный и объединяющий фактор всего движения. Иначе, вне этого фактора, все развертывание движения и процесс формования не имеют в рондо прочных связей и держатся на функционально зыбких, мало актуальных сопоставлениях. Возвращение к первоистоку
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *