=332=
превращающиеся иногда в излюбленные формулы, и вместе с тем толчком же становится целая группа звукосопряжений. В крупных циклических формах первоистоком движения является большое и нередко широко развитое вступление в своем отношении к последующему сонатному аллегро. Всевозможные наигрыши, ритурнели, рефрены в мелких формах точно так же следует рассматривать как отправной момент музыкального становления. В процессе развития рондо постоянное возвращение к руководящему напеву, к теме, являющейся вместе с тем и припевом — функцией, унаследованной от народной хороводной песни с хоровым рефреном (средневековый Rundgesang),— такое возвращение получает смысл, еще более показательный для процесса формования, чем любые наигрыши в куплетных или танцевальных формах. В рондо такого рода постоянное тяготение к первоистоку указывает на необходимость цепляться за отправной момент, как за наиболее организационно сильный и объединяющий фактор всего движения. Иначе, вне этого фактора, все развертывание движения и процесс формования не имеют в рондо прочных связей и держатся на функционально зыбких, мало актуальных сопоставлениях. Возвращение к первоистоку — характерный признак этой формы, вышедшей из упомянутой круговой плясовой песни. В опере роль первоистока выполняли увертюра и антракты перед действиями. Вагнеровский форшпиль (в «Лоэнгрине», «Тристане», «Мейстерзингерах», «Парсифале») сжато суммирует в симфоническом формовании все действие и служит для него драматическим введением или точкой отправления.
  Таким образом, анализируя в самых общих чертах толчок или начальный
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *