=331=
в области изучения каданса кое-что достигнуто в отношении классификации кадансов как конечных формул и даже частично сделана попытка проследить эволюцию совершенного каданса (Alfredo Casella. L'evoluzione della musica a traverso la storia della Cadenza perfetta. L., 1924), то по части исследования приемов и интонационных формул, детерминирующих начало движения, приходится собирать материал с большим трудом, и, конечно, все главное в этом отношении дает только наблюдение. От отправного пункта или пер-воистока (толчка) движения, его силы и характера зависит многое. С точки зрения психологической, первомомент интонирования вовлекает внимание слушателя в предстоящее становление музыки. В этом музыкально-динамическом процессе первоисток движения определяет его ближайшее направление, степень силы и скорости, характер и ритм. Но абсолютной «меры» толчка в музыке нет, и если первый звук естественно является как первый раздражитель точкой отправления музыки, то все-таки, конечно, надо считать толчком не только первый тон — первый момент интонирования, и даже не только первый момент сопряжения звуков. Толчок не есть резко отграниченная интонация, а функция тона или ряда тонов (звуко-сопряжений), детерминирующих себя в данном становлении в качестве первостимулов движения.
  Как в процессе замыкания движения выявляются четкие формы конца, «собирающие» в себе характерные элементы лада, и вместе с тем целые отделы (коды) служат в отношении ко всему предшествующему развитию смыкающим и тормозящим его синтезом,— точно так же существуют свойственные данному стилю приемы отталкивания — начальные интонации, превращающиеся
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *