=331=
искусство романтиков!
  Отдел второй СТИМУЛЫ И ФАКТОРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
  Глава IV ТОЛЧОК И ЗАМЫКАНИЕ ДВИЖЕНИЯ (КАДАНС)
  Толчок или отправная точка.
  Каждое музыкальное произведение развертывается между первичным толчком (точка отправления, момент отталкивания) и тормозом или замыканием движения (каданс). Наблюдение за толчком, отталкиванием или началом движения музыки столь же важно, как и изучение процесса замыкания. К сожалению, если в области изучения каданса кое-что достигнуто в отношении классификации кадансов как конечных формул и даже частично сделана попытка проследить эволюцию совершенного каданса (Alfredo Casella. L'evoluzione della musica a traverso la storia della Cadenza perfetta. L., 1924), то по части исследования приемов и интонационных формул, детерминирующих начало движения, приходится собирать материал с большим трудом, и, конечно, все главное в этом отношении дает только наблюдение. От отправного пункта или пер-воистока (толчка) движения, его силы и характера зависит многое. С точки зрения психологической, первомомент интонирования вовлекает внимание слушателя в предстоящее становление музыки. В этом музыкально-динамическом процессе первоисток движения определяет его ближайшее направление, степень силы и скорости, характер и ритм. Но абсолютной «меры» толчка в музыке нет, и если первый звук естественно является как первый раздражитель точкой отправления музыки, то все-таки, конечно, надо считать толчком не только первый тон — первый момент интонирования, и даже не только первый момент сопряжения звуков. Толчок не есть резко отграниченная интонация, а функция тона или ряда тонов
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *