=329=
нельзя отказываться, равно как нельзя бояться и гипотез, помогающих объяснению тех или иных
  явлений в сложных процессах музыкального формообразования. Подобный путь свойствен каждому исследовательскому становлению. Классификация и систематика форм-схем в чисто конструктивном отношении и с отказом от проникновения в сущность интонационных процессов и превращений звукоэнергии, рождающих эти окристаллизовавшиеся схемы, ничего не дает для постижения законов музыкального движения в его становлении, в акте формообразования и в претворении одних форм в другие. Нисколько не отрицая полезности такого рода исследований, нельзя не указать на их ограниченность и на опасности, связанные с представлением о формах как о схемах, безразличных к свойствам материала и как бы извне наполняемых содержанием. Это формалистское представление сыграло крайне вредную роль, отделив форму от интонации, и довело до абсурда дуализм формы и содержания, минуя факт, что музыка как чувственно непосредственное познание мира есть обнаружение материала в формах движения, организованных человеческим сознанием и умением (техника искусства). Ведь даже примитивные виды музыкальной «сигнализации» выступают в своем воздействии как оформленные звукосоотно-шения. Иначе музыка не двинулась бы дальше интонаций-междометий. Горожанин нашей эпохи может вовсе не подозревать о существовании гамм и не изучать «элементарной теории» музыки, но первично-основные звукосоотношения (а это уже формы) европейской музыкальной системы запали в его сознание и его память из опыта восприятия музыки — будь то дома,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *