=327=
привычными соотношений, не теряя своей объективной функциональной значимости в данной системе, с изменением производственных отношений, которые эта система в музыкальной своей «специфике» отражает, перестает ощущаться коллективным сознанием как упругая актуальная форма сопряжения и уступает место новой. Эпохи академизма в музыке — это эпохи преобладания удовлетворяющих большинство людей максимально (но не абсолютно) привычных сочетаний. Эпохи кризисов и борьбы — это поиски музыкантами более интенсивных и непривычных, а потому острее воздействующих сочетаний и приспособление к ним слуха окружающей среды.
  Поскольку полная кристаллизация звукоотношений каждой данной эпохи оказывается недостижимой, постольку обычное учение о формах как некиих завершенных схемах всегда отстает от музыкального становления в его конкретной исторической данности, и формы-схемы, фиксируя уже изжитый интонационный опыт прежних поколений, вступают в непримиримый конфликт с новообразованиями. Следовательно, в деятельности композиторов, с точки зрения изменяющихся процессов формования, необходимо различать два основных уклона в том отношении, что одни из них, отражая вкусы и психику класса, идеологами которого они являются, продолжают утверждать дедуктивно приемы оформления, накопленные в предшествующем опыте, другие же, исходя из новых свойств вновь «нащупанных» слухом звукосопряжений, устанавливают новые принципы формообразования. Одни, стало быть, приспособляют к данному материалу привычные схемы, другие ищут в непривычном материале соответствующих силе его выразительности
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *