=325=
равновесия. Далее: в плане интонационно-динамическом постоянно ощущается конфликтность между функциональной зависимостью и ролью каждого отдельного тона как точки подвижной горизонтали (мелодический план) и между функциями этого же тона как созвука, принадлежащего некоему вертикальному комплексу. Иначе говоря, каждое данное сопряжение тонов может рассматриваться в двух координатах и еще в плане взаимодействия ритмо-тектонических (или конструктивных) и интонационно-динамических принципов формования. Совокупность как этих явлений, так и ранее указанных действующих внутри данных ладовых тяготений сил (но далеко не перечисленных), позволяет рассматривать процесс формования музыки как процесс диалектический с постоянным сосуществованием противоположностей. В зависимости от того, на какое из функциональных значений тонов как на максимально выразительное устремлено сознание эпохи и композитора, возникает преобладание вертикальных комплексов над линеарными тяготениями или обратно. Действующие силы в каждом из видов музыкального формования меняются, и та сила, которая доминирует в одном случае, может почти не приниматься в расчет в другом. Но во всех случаях действие сил направлено на преодоление сопротивления материала (можно сказать: на превращение акустического явления в эмоционально-выразительный язык музыки) и на организацию движения. С этой точки зрения, каждая из систем звукосопряжения — будет ли то европейская тональная система в разные эпохи своего существования, с большим или меньшим
  господством
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *