=325=
плане взаимодействия ритмо-тектонических (или конструктивных) и интонационно-динамических принципов формования. Совокупность как этих явлений, так и ранее указанных действующих внутри данных ладовых тяготений сил (но далеко не перечисленных), позволяет рассматривать процесс формования музыки как процесс диалектический с постоянным сосуществованием противоположностей. В зависимости от того, на какое из функциональных значений тонов как на максимально выразительное устремлено сознание эпохи и композитора, возникает преобладание вертикальных комплексов над линеарными тяготениями или обратно. Действующие силы в каждом из видов музыкального формования меняются, и та сила, которая доминирует в одном случае, может почти не приниматься в расчет в другом. Но во всех случаях действие сил направлено на преодоление сопротивления материала (можно сказать: на превращение акустического явления в эмоционально-выразительный язык музыки) и на организацию движения. С этой точки зрения, каждая из систем звукосопряжения — будет ли то европейская тональная система в разные эпохи своего существования, с большим или меньшим
  господством принципа альтерации, будет ли то архаическая ангемитонная система или античные звукоряды, обусловленные числом и настройкой струн лиры,— все они возникают в результате отбора тонов в сфере акустических явлений с целью возможности организации музыки в пределах потребного данной среде круга интонаций. В пределах системы звукосопряжения, которая вырабатывается в результате длительного ряда усилий и приспособлений слуха
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *