=323=

dis в нижнем голосе. Это dis выполняет здесь ту же функцию верхнего вводного тона и увлекает голос к тонике. Из-за задержания тоника появляется на четвертой слабой доле такта, и dis временно получает значение упора, чем нивелируется значение тоники (eis) как отправления. Из-за этого в нижнем голосе опять не восстанавливается равновесие: из eis движение возвращается в dis, остро диссонируя с двумя верхними голосами, вновь уходит в тонику (eis) и здесь как будто бы достигает устойчивости. Но, с одной стороны, в этом нижнем голосе уже образовалась инерция движения, которая вызывает подобные предшествующим задержания (такты 4—5, 6—7, 8—9) с «откатом» вниз вслед за разрешением; с другой же стороны, устойчивость или консонантность второй половины восьмого такта подрывается функциональным значением e в верхнем голосе. Это e вовсе не является устойчивым тоном: как уменьшенная кварта, идя за his, оно настойчиво требует дальнейшего движения. Кроме того, наступившее из-за консонантности вертикали равновесие на относительно слабой доле такта звучит как женское окончание. Оно является мнимым равновесием из-за противоречия между гармоническим функциональным значением образовавшегося вертикального комплекса giseis, читая сверху вниз) и функциональным же значением каждого отдельного тона этого комплекса в мелодическом отношении как точки горизонтали.* И еще: если даже признать интонационное значение данного комплекса как тоники-устоя, то оно вступает в противоречие с ритмо-конструктивным положением аккорда, как было только что указано, на относительно
  
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *