=322=
возникший звук без дальнейшего продолжения — музыки не образуют. Только толчок или удар, вовлекающие наше сознание в систему отношений звуков, получают музыкально-динамическое значение, так как становятся силами, вызывающими движение.
  Дальнейшее после изложения темы вождем формование фуги cis-moll Баха поможет осознать роль толчка. Когда тема со вторичным появлением тоники приходит на миг в равновесие и в принципе может остаться в состоянии покоя (такт 4, пример на стр. 48),— в этот момент вступает спутник с темой, интонируемой квинтой выше. Начальный звук (gis) спутника воспринимается как крайне действенный толчок и акцент,
  потому что он «подхватывает» достигающее в данный миг точки опоры и с нею состояния равновесия движение вождя, ибо dis как звук, тяготеющий в своем падении к устойчивому eis — к тонике, выполняет функции верхнего вводного тона. Gis переводит движение в новую стадию именно [тогда], когда могло бы произойти замыкание. Если бы gis спутника появился на полтакта позже, его сила как толчка и вызванный им новый приток энергии были бы несколько менее значительны. Следующее вступление вождя (eis) происходит уже на полтакта после того, как тема, «экспонируемая» спутником, достигла точки опоры. Его динамика в этот момент не только не снижается, а усиливается, так как тема спутника перед ним, достигая тоники (gis), не получает равновесия, из-за того что нижний голос образует с нею задержание секунды. Таким образом новое вступление вождя приходится на очень острый момент: eis (тоника) в верхнем голосе звучит одновременно с резко контрастирующим
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *