=322=
силы или стимулы предполагают понятие толчка как явления, от которого возникает самое движение и зависит развитие энергии движения. Физически, извне, толчок является или ударом по клавише, или моментом вдувания с неизбежным акцентом при этом. Энергия дыхания обеспечивает силу и энергию звучания. Но понятие толчка ощущается еще-и в самом музыкальном движении. Прежде всего это момент начала музыкального сопряжения. Удар по клавише и отдельный возникший звук без дальнейшего продолжения — музыки не образуют. Только толчок или удар, вовлекающие наше сознание в систему отношений звуков, получают музыкально-динамическое значение, так как становятся силами, вызывающими движение.
  Дальнейшее после изложения темы вождем формование фуги cis-moll Баха поможет осознать роль толчка. Когда тема со вторичным появлением тоники приходит на миг в равновесие и в принципе может остаться в состоянии покоя (такт 4, пример на стр. 48),— в этот момент вступает спутник с темой, интонируемой квинтой выше. Начальный звук (gis) спутника воспринимается как крайне действенный толчок и акцент,
  потому что он «подхватывает» достигающее в данный миг точки опоры и с нею состояния равновесия движение вождя, ибо dis как звук, тяготеющий в своем падении к устойчивому eis — к тонике, выполняет функции верхнего вводного тона. Gis переводит движение в новую стадию именно [тогда], когда могло бы произойти замыкание. Если бы gis спутника появился на полтакта позже, его сила как толчка и вызванный им новый приток энергии были бы несколько менее значительны. Следующее вступление вождя (eis) происходит уже
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *