=321=
восприятием. Вид энергии, проявлением которого необходимо считать движение музыки, является интонационной энергией, развертывающейся в звукодвижении. Она может возбуждать в слушателе те или иные эмоции, поскольку она в них претворяется. Но слушатель же может анализировать ее проявления в самом музыкальном процессе — в развертывании звукового потока. Проявление звукоэнергии — помимо ее превращения в переживание — сказывается двояко: как факт работы или более или менее длительного продолжения движения и как наличие силы, организующей это движение, т. е. процесс формования материала. Например, вводный тон — сила, вовлекающая звук как данное отношение в некое движение. Но работа или действие этого движения ощущается как тяготение вводного тона в тонику. В этом смысле можно говорить об энергии вводного тона и точно так же об энергии тритонового интервала и вообще о качественных различиях расстояний тонов (а не о механическом перемещении их), причем не в плане употребительных только в европейской системе звукоотношений.
  Понятие энергии предполагает за собой понятие музыкального движения и сил или стимулов, его вызывающих и в нем действующих; эти же силы или стимулы предполагают понятие толчка как явления, от которого возникает самое движение и зависит развитие энергии движения. Физически, извне, толчок является или ударом по клавише, или моментом вдувания с неизбежным акцентом при этом. Энергия дыхания обеспечивает силу и энергию звучания. Но понятие толчка ощущается еще-и в самом музыкальном движении. Прежде всего это момент начала музыкального сопряжения. Удар по клавише и отдельный
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *