=321=
содержания
  
и тесно связанной с ними проблемы перехода энергии от композитора к слушателю через организованный комплекс звукосоот-ношений — через произведение, необходимо было указать на возможности разрешения их в исследовании по формообразованию. Тем самым устанавливается место музыкального произведения как одного из видов превращения энергии — место между творческим актом и восприятием. Вид энергии, проявлением которого необходимо считать движение музыки, является интонационной энергией, развертывающейся в звукодвижении. Она может возбуждать в слушателе те или иные эмоции, поскольку она в них претворяется. Но слушатель же может анализировать ее проявления в самом музыкальном процессе — в развертывании звукового потока. Проявление звукоэнергии — помимо ее превращения в переживание — сказывается двояко: как факт работы или более или менее длительного продолжения движения и как наличие силы, организующей это движение, т. е. процесс формования материала. Например, вводный тон — сила, вовлекающая звук как данное отношение в некое движение. Но работа или действие этого движения ощущается как тяготение вводного тона в тонику. В этом смысле можно говорить об энергии вводного тона и точно так же об энергии тритонового интервала и вообще о качественных различиях расстояний тонов (а не о механическом перемещении их), причем не в плане употребительных только в европейской системе звукоотношений.
  Понятие энергии предполагает за собой понятие музыкального движения и сил или стимулов, его вызывающих и в нем действующих; эти же силы
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *