=320=

конкретный вид этой работы — музыкальное произведение будет видом превращения энергии композитора. Пока произведение не звучит, не интонируется,— оно все равно что не существует. Те или иные формы его интонирования, начиная от мысленного озвучивания или «чтения» партитуры, затем исполнения в переложении или, наконец, в подлинном виде, превращают потенциальную энергию проинтонированной композитором музыки в кинетическую энергию звучания (воспроизведение), переходящую в свою очередь в акте слушания музыки в новый вид энергии — «душевное переживание». Этот ряд превращений составляет необходимый путь музыки от первых этапов зарождения ее в воображении композитора под действием окружающей жизни до восприятия ее чутким слушателем. Считать ли, что композитор вполне осознанно «заражает» слушателя определенным чувством или что он «переводит» избыток своей жизненной энергии в энергию звуков,— результат, т. е. самый факт «заражения», происходит всегда через музыкально-материальную среду, через комплекс звукосоотношений, выбранных композитором и зафиксированных в нотной записи. Чтобы результат был именно тем, каким его хочет слышать композитор, необходимо, чтобы слушатель тоже способен был понять музыку, т. е. был в такой мере культурно развитым, чтобы звуковые соотношения не показались ему случайным набором созвучий. Кроме того, он должен быть эмоционально и идеологически предрасположенным к тем переживаниям, какими композитор желал бы «заразить» его через свою музыку. Принимая во внимание всю сложность проблем музыкального содержания
  
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *