=320=
энергию звучания (воспроизведение), переходящую в свою очередь в акте слушания музыки в новый вид энергии — «душевное переживание». Этот ряд превращений составляет необходимый путь музыки от первых этапов зарождения ее в воображении композитора под действием окружающей жизни до восприятия ее чутким слушателем. Считать ли, что композитор вполне осознанно «заражает» слушателя определенным чувством или что он «переводит» избыток своей жизненной энергии в энергию звуков,— результат, т. е. самый факт «заражения», происходит всегда через музыкально-материальную среду, через комплекс звукосоотношений, выбранных композитором и зафиксированных в нотной записи. Чтобы результат был именно тем, каким его хочет слышать композитор, необходимо, чтобы слушатель тоже способен был понять музыку, т. е. был в такой мере культурно развитым, чтобы звуковые соотношения не показались ему случайным набором созвучий. Кроме того, он должен быть эмоционально и идеологически предрасположенным к тем переживаниям, какими композитор желал бы «заразить» его через свою музыку. Принимая во внимание всю сложность проблем музыкального содержания
  
и тесно связанной с ними проблемы перехода энергии от композитора к слушателю через организованный комплекс звукосоот-ношений — через произведение, необходимо было указать на возможности разрешения их в исследовании по формообразованию. Тем самым устанавливается место музыкального произведения как одного из видов превращения энергии — место между творческим актом и восприятием.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *