=319=
лада в ее рационально-уравновешенном состоянии. Но тем фактом, что за his не последовала непосредственно тоника eis и что появление последней было «оттянуто» под действием указанных выше интонаций на некоторый промежуток музыкального времени,— вызвано было движение и с ним произведена затрата энергии со свойственными ей превращениями количества соотношений колебаний тонов в качество (раздра-1 жение и реакция). Чем интенсивнее ощущается эта затрата энергии, тем сложнее деятельность сознания, сравнивающая каждый новый момент звучания с предшествующим («слушание музыки»).** Понятие энергии не может не быть приложимо
  
именно к явлению сопряжения созвучий, потому что иначе совсем уничтожается понятие музыкального материала («звучащего вещества»), а значит — и физическая данность музыки. Проблема ставится так, поскольку при исследовании процессов оформления в музыке никак нельзя исключить самого факта звучания или интонирования (не в пассивном, а актуальном значении этого понятия — как ежемоментное обнаружение материала), а тем самым,— как бы ни определять результаты интонирования и музыкального движения — будет ли это выражением душевных состояний или удовольствием, испытанным от приятных сочетаний звуков,— факт работы, факт перехода некоей затраченной силы в ряд звукодвижений и ощущение последствий этого перехода в восприятии наличествует в музыке, как и в других явлениях окружающего мира.
  Если композитор в своем творчестве производит работу и затрачивает тем самым часть своей жизненной энергии,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *