=319=
интенсивнее ощущается эта затрата энергии, тем сложнее деятельность сознания, сравнивающая каждый новый момент звучания с предшествующим («слушание музыки»).** Понятие энергии не может не быть приложимо
  
именно к явлению сопряжения созвучий, потому что иначе совсем уничтожается понятие музыкального материала («звучащего вещества»), а значит — и физическая данность музыки. Проблема ставится так, поскольку при исследовании процессов оформления в музыке никак нельзя исключить самого факта звучания или интонирования (не в пассивном, а актуальном значении этого понятия — как ежемоментное обнаружение материала), а тем самым,— как бы ни определять результаты интонирования и музыкального движения — будет ли это выражением душевных состояний или удовольствием, испытанным от приятных сочетаний звуков,— факт работы, факт перехода некоей затраченной силы в ряд звукодвижений и ощущение последствий этого перехода в восприятии наличествует в музыке, как и в других явлениях окружающего мира.
  Если композитор в своем творчестве производит работу и затрачивает тем самым часть своей жизненной энергии, то конкретный вид этой работы — музыкальное произведение будет видом превращения энергии композитора. Пока произведение не звучит, не интонируется,— оно все равно что не существует. Те или иные формы его интонирования, начиная от мысленного озвучивания или «чтения» партитуры, затем исполнения в переложении или, наконец, в подлинном виде, превращают потенциальную энергию проинтонированной композитором музыки в кинетическую
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *