=318=
них как исключение все, что делает их живой музыкой.
  Понятия консонанса и диссонанса, рассматриваемые в музыкально-динамическом (не акустическом и не психофизиологи-
  
ческом) плане, изучаются тогда точно так же, как причины, задерживающие или усиливающие движение, т. е. как силы. В таком случае проясняется путаница, нагромождаемая вокруг них. Консонанс и диссонанс становятся факторами стиля,* т. е. реальнейшими выразительными средствами музыки, ибо стиль как комплекс средств выражения данной эпохи или мастера обусловливается действием законов отбора, которые, с одной стороны, закрепляют наиболее жизненные средства и приемы воздействия искусства, а с другой — устанавливают характерные для данной среды критерии художественности и самое понятие художественного. Так намечается связь между — казалось бы — имманентно-музыкальной динамикой и процессами музыкального формования и между окружающей структурой общества — средой, порождающей музыку.
  Не перечисляя здесь всех «категорий» сил, возбуждающих музыкальное движение (в восприятии действие их ощущается либо как отдаление момента покоя, либо как интенсивное к нему стремление, например действие вводного тона), можно вернуться к уже сделанной попытке определения понятия музыкальной энергии с более выясненными данными. В теме фуги cis-moll были установлены причины ощущения в ней напряженного неравновесия от точки отправления до нового появления тоники eis. Ее появление могло бы произойти тотчас за вводным тоном his, так как этого требует система мелодического минорного
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *