=318=
факторами стиля,* т. е. реальнейшими выразительными средствами музыки, ибо стиль как комплекс средств выражения данной эпохи или мастера обусловливается действием законов отбора, которые, с одной стороны, закрепляют наиболее жизненные средства и приемы воздействия искусства, а с другой — устанавливают характерные для данной среды критерии художественности и самое понятие художественного. Так намечается связь между — казалось бы — имманентно-музыкальной динамикой и процессами музыкального формования и между окружающей структурой общества — средой, порождающей музыку.
  Не перечисляя здесь всех «категорий» сил, возбуждающих музыкальное движение (в восприятии действие их ощущается либо как отдаление момента покоя, либо как интенсивное к нему стремление, например действие вводного тона), можно вернуться к уже сделанной попытке определения понятия музыкальной энергии с более выясненными данными. В теме фуги cis-moll были установлены причины ощущения в ней напряженного неравновесия от точки отправления до нового появления тоники eis. Ее появление могло бы произойти тотчас за вводным тоном his, так как этого требует система мелодического минорного лада в ее рационально-уравновешенном состоянии. Но тем фактом, что за his не последовала непосредственно тоника eis и что появление последней было «оттянуто» под действием указанных выше интонаций на некоторый промежуток музыкального времени,— вызвано было движение и с ним произведена затрата энергии со свойственными ей превращениями количества соотношений колебаний тонов в качество (раздра-1 жение и реакция). Чем
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *