=317=
Место вводного тона в системе европейского интонирования позволяет его рассматривать как одну из несомненных сил, вызывающих интенсивное звукотяготение. На слушателя неевропейца, привыкшего к иным системам звукосопряжения, энергия вводного тона не произведет такого воздействия, как на европейца, воспринимающего музыку в пределах равномерной темперации и тональных отношений. Однако объективное значение вводного тона как движущей силы или значение других факторов формования, например задержания или «мнимого» каданса (разрешение доминанты в VI ступень) как явлений, отдаляющих наступление момента равновесия, ничуть не уменьшается. Без изучения вызывающих движение стимулов и действующих в нем сил невозможно изучение процессов формования, а без изучения этих процессов всякое учение о форме перестает быть исследованием конкретных качеств музыкального оформления и превращается в изучение только одних схем. Схема сонатного аллегро, конечно, одна, но форм ее проявления столько же,, сколько есть сонат. Чтобы понять их не схематически, необходимо классифицировать их по сходству принципов формования, исходя из динамики звучания и не отметая в них как исключение все, что делает их живой музыкой.
  Понятия консонанса и диссонанса, рассматриваемые в музыкально-динамическом (не акустическом и не психофизиологи-
  
ческом) плане, изучаются тогда точно так же, как причины, задерживающие или усиливающие движение, т. е. как силы. В таком случае проясняется путаница, нагромождаемая вокруг них. Консонанс и диссонанс становятся факторами
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *