=316=
полифонической ткани У композиторов средневекового мотета в цветущую пору ars nova (XIV в.) или еще раньше (XII—XIII вв.) у мастеров парижской школы Notre-Dame в их organa.
  Преобладали, конечно, в иные эпохи тенденции к усилению стимулов, устанавливавших равновесие и доминировавших над «взрывчатыми силами». Но, во-первых, по самой природе своей музыка никогда не могла быть абсолютно статичной, и стремление к образованию все более и более сложных звукосоотно-
  шений все-таки всегда приводило и к росту движения. Во-вторых, в отношении эпох «статической» музыки надо быть сугубо осторожными, чтобы не подменить слуховыми представлениями других эпох слуховые представления людей более ранних периодов музыкальной эволюции. То, что нами может в прошлом ощущаться как композиционная статика, в свое время могло восприниматься гораздо острее.
  Пример: стиль Палестрины, классическое совершенство которого представляется, в свете современных исследований Morris'a и Knud Jeppesen'a, далеко не академическим благодушием и безмятежностью, а следствием сложного взаимодействия контрастирующих факторов, т. е. как рождающееся из противоречий и изобилующее конфликтами становление.
  Первой задачей изучения формования музыки как динамического искусства является поэтому наблюдение за действующими причинами (силами), организующими движение (в указанном смысле — отдаление момента наступления равновесия), и изучение их действия.* Понятие вводного тона, например, может быть, с точки зрения изучения музыкальной формы как становления действующих сил, анализируемо именно в смысле вскрытия в нем свойств его, стимулирующих движение.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *