=314=
ферматами. Только после двукратного интонирования основной предпосылки в указанном виде появляется полное тоническое трезвучие, определяющее лад. Повторность вызвала сравнение и потребность в синтезе, и потому темой Пятой симфонии надо считать не две ноты g : es, а соотношение (g : es) + (f : d), вызывающее трезвучие g : es : с, т. е., в сущности, такое последование:
  Глава III
  УЧЕНИЕ О ДЕЙСТВУЮЩИХ СИЛАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОРМОВАНИЯ И ПОНЯТИЕ ЭНЕРГИИ. ДИНАМИКА ТОЛЧКА. УСТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ
  По свойствам той или иной системы звукоотношений — системы, создавшейся в условиях той или иной культуры и зависящей от множества вне ее лежащих причин, — определяются действующие силы музыки или причины движения. С этой точки зрения, каждая музыкальная композиция — это комплекс подвижных звукосоотношений, совокупность которых может быть строго замкнутой и уравновешенной формой, но может мыслиться и в виде ряда бесконечных звеньев (разомкнутая форма). Когда такая совокупность охватывается мыслью как окристаллизовавшееся единство во всей сложности своих соотношений и как находящееся в полном покое и равновесии всех сил цело е,— тогда можно говорить о музыкальной статике. Извлечение из этого единства ритмо-конструктивных отношений, принимаемых в неподвижности
  
Таким образом, энергия темы возникает в совокупности ритмо-интонационных фазисов ее формования.
  и вне всякого отношения к их реальному звучанию (интонированию), составляет предмет самостоятельно-тектонического анализа. С другой стороны, преобладание в интонируемой музыке
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *