=313=
Следовательно, звуковая энергия любого соотношения звуков — величина относительная. Она определяется в той же мере совокупностью в теме наиболее неустойчивых (при данной системе звукосопряжения) интонационных моментов, как и их способностью вызывать дальнейшее интенсивное движение.
  То же самое можно наблюдать и в симфоническом развитии: динамика темы первого allegro Пятой симфонии Бетховена выявляется через горизонтально-подвижное сопряжение
  
или наслаивание повторений руководящей ритмо-интонационной формулы (из трех восьмых с акцентом на четвертый длительный звук). Нельзя поэтому изолировать от всего последующего развития первичную интонацию g : g : g : es, которая по своей «двусмысленности» может принадлежать и Es-dur и c-moll. В первом случае эта терция звучала бы менее интенсивно, потому что сразу возникало бы устойчивое утверждение тоники. Здесь же Бетховен идет от доминанты (g) на терцию (es) основного трезвучия, затем — повторным движением — от субдоминанты (f) к верхнему вводному тону (d) и тем самым заставляет слух насторожиться. Напряжение усиливается еще выжидательными ферматами. Только после двукратного интонирования основной предпосылки в указанном виде появляется полное тоническое трезвучие, определяющее лад. Повторность вызвала сравнение и потребность в синтезе, и потому темой Пятой симфонии надо считать не две ноты g : es, а соотношение (g : es) + (f : d), вызывающее трезвучие g : es : с, т. е., в сущности, такое последование:
  Глава III
  УЧЕНИЕ О ДЕЙСТВУЮЩИХ СИЛАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОРМОВАНИЯ И ПОНЯТИЕ ЭНЕРГИИ.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *