=313=
отсутствует в каноне как самодовлеющей форме. Динамические качества темы канона несущественны для формообразования — важны ее чисто конструктивные данные. В фуге же, чем сильнее способность темы вызывать своим появлением ощущение интонационной новизны и необычности при сравнении каждого данного момента со всеми предшествующими, тем напряженнее все движение музыки и тем богаче потенции к развитию, заключающиеся в теме.* Следовательно, звуковая энергия любого соотношения звуков — величина относительная. Она определяется в той же мере совокупностью в теме наиболее неустойчивых (при данной системе звукосопряжения) интонационных моментов, как и их способностью вызывать дальнейшее интенсивное движение.
  То же самое можно наблюдать и в симфоническом развитии: динамика темы первого allegro Пятой симфонии Бетховена выявляется через горизонтально-подвижное сопряжение
  
или наслаивание повторений руководящей ритмо-интонационной формулы (из трех восьмых с акцентом на четвертый длительный звук). Нельзя поэтому изолировать от всего последующего развития первичную интонацию g : g : g : es, которая по своей «двусмысленности» может принадлежать и Es-dur и c-moll. В первом случае эта терция звучала бы менее интенсивно, потому что сразу возникало бы устойчивое утверждение тоники. Здесь же Бетховен идет от доминанты (g) на терцию (es) основного трезвучия, затем — повторным движением — от субдоминанты (f) к верхнему вводному тону (d) и тем самым заставляет слух насторожиться. Напряжение усиливается еще выжидательными ферматами.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *