=312=
осложняет отношение, ибо даже при ритмической тождественности eis : his и e : dis и при явном наличии подъема сравнение не приводит слух к ощущению равновесия, так как dis по отношению к e является малой секундой, по отношению к his — малой терцией, а по отношению к начальной тонике — большой секундой. К тому же dis подчеркивает диссонантность his : e, и остановка на dis перед падением его в исходную точку — в eis— еще больше акцентирует неустойчивость и выжидание. Но в тот момент, когда звучит уравновешивающее всю формулу eis, вступает спутник (gis), начинает интонировать тему квинтой выше и тем самым подхватывает движение.
  Произведенный как бы «под микроскопом» такой детальный анализ cis-тоП'ной темы показывает в ней ряд крайне неустойчивых Интонаций. Тождественное движение спутника, конечно, усиливает неустойчивость. В то же время замкнутость и лаконичность темы позволяют часто ее повторять, каждое повторе-рение в новом окружении вызывает дальнейшее сравнение соотношений, и интерес движения возобновляется с каждым новым проведением, несмотря на присутствующий всюду момент повторности основной формулы сопряжения звуков. Вот это все отсутствует в каноне как самодовлеющей форме. Динамические качества темы канона несущественны для формообразования — важны ее чисто конструктивные данные. В фуге же, чем сильнее способность темы вызывать своим появлением ощущение интонационной новизны и необычности при сравнении каждого данного момента со всеми предшествующими, тем напряженнее все движение музыки и тем богаче потенции к развитию, заключающиеся в теме.*
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *