=311=
cis-moll'Han фуга. -Характер темы несомненно предопределяет характер музыки и Движения фуги. Но как объективно обосновать ощущение
  Стоит только, скажем, изменить соотношение тонов в такое: eis : h : e : dis : eis, как острота пропадает. Дело в том, что в теме, избранной Бахом, каждый момент продвижения от звука к звуку вызывает напряженное выжидание у слуха: за тоникой eis следует вводный тон his — это первое соотношение уже является обратным привычному следованию тонов. Дальше: значение his —- как вводного тона подрывается его «скачком» на уменьшенную кварту, что на слух составляет (энгармонически) большую терцию. Таким образом, второе соотношение содержит в себе двойственный момент для слуховой оценки, ибо слуша-
  этих несомненных данных, которые обусловливали бы именно то, а не иное воздействие темы на весь строй фуги?
  В тональной системе, в которой организуются фуги Баха, соотношение eis : his : e : dis : eis — тема cis-тоП'ной фуги — является интенсивно сопряженным:
  
ние музыки — повторяю опять — процесс интенсивнейшего сравнения каждого предшествующего интонируемого момента с последующим. Двойственность выражается в том, что, взятое вне отношения к eis, самостоятельно, звучание his : e ощущается как консонантное, точно так же, как если бы взять без his соотношение eis : е. Но eis ; e через his уже не дает устойчивости и требует продолжения. Тогда интонируется новое отношение e : dis (причем dis, как и отправная тоника, по длительности своей вдвое превышает длительность his : e). Этот новый момент осложняет
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *