=310=
(вождь и спутник) как дифференцированное единство. Утверждение тонико-доминантового соотношения, как оно явлено в экспозиции фуги, было — в свое время — крайне существенным фактором оформления и стимулом новой эволюции. Развитие движения, а соответственно тому и динамика композиции совершенно не имеют значения для формы канона: в нем важно точное совпадение — при данных таких-то и таких-то условиях и при соответственно рассчитанных включениях голосов — всех имитационных ходов. Поэтому темы канона могут быть интонационно-динамически нейтральными и невыразительными. Наоборот, темы фуги должны быть максимально рельефными, упругими и потенциально-действенными — в том смысле, что они должны обусловливать и вызывать возможность развития движения, не ограниченного точными пределами и рамками. Движение фуги (его рост и динамика) зависит от темы как зерна, как стимула, и от наличия в ней данных к движению. Здесь неизбежно приходится вводить понятие энергии — звуковой или тематической,—потому что иначе не объяснить разницы между механически предустановленным, строго замкнутым продвижением канона и органически развитым движением фуги.
  Если сравнить, например, тему D-сгиг'ной фуги из I части «Wohltemperiertes Klavier» с темами cis-тоН'ной и es-тоИ'ной фуг оттуда же, то сущность их различия живо ощущается на слух, и каждому музыканту ясно, что из D-аиг'ной темы (вращающаяся фигура как приготовление к «прыжку», как размах, затем скачок на сексту и «уступчатый» ход вниз к точке отправления) не смогли бы вырасти ни. напевно-песенная «равнинная» Фуга, как es-moll, ни сурово-сосредоточенная
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *