=310=
ограничениях и трудностях достижения этой точности и не «стабилизацию» композиции до полного предопределения и механизации всего процесса оформления, а нечто совсем обратное: рост и развитие движения из монотематической предпосылки или из тождественного проведения одной и той же (сохраняющей на всем протяжении фуги неизменными соотношения звукоэлементов) интонационной формулы, сразу же обнаруживаемой в двух планах (вождь и спутник) как дифференцированное единство. Утверждение тонико-доминантового соотношения, как оно явлено в экспозиции фуги, было — в свое время — крайне существенным фактором оформления и стимулом новой эволюции. Развитие движения, а соответственно тому и динамика композиции совершенно не имеют значения для формы канона: в нем важно точное совпадение — при данных таких-то и таких-то условиях и при соответственно рассчитанных включениях голосов — всех имитационных ходов. Поэтому темы канона могут быть интонационно-динамически нейтральными и невыразительными. Наоборот, темы фуги должны быть максимально рельефными, упругими и потенциально-действенными — в том смысле, что они должны обусловливать и вызывать возможность развития движения, не ограниченного точными пределами и рамками. Движение фуги (его рост и динамика) зависит от темы как зерна, как стимула, и от наличия в ней данных к движению. Здесь неизбежно приходится вводить понятие энергии — звуковой или тематической,—потому что иначе не объяснить разницы между механически предустановленным, строго замкнутым продвижением канона и органически развитым движением фуги.
  Если сравнить, например, тему
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *