=309=
(вернее: включения) голосов.
  Канон — это замкнутая в самостоятельный организм и строго рационально конструированная и точная имитация. Как окристаллизовавшаяся форма канон, в сущности, является уже статическим образованием и механической данностью; в нем принцип движения из тождества в полную противоположность его же проявлению в вариационных формованиях доводится до крайних выводов — до полного отрицания идеи развития художественного организма, идеи, питающей как монотематические (вариационные), так и политематические (соната, симфония, рондо) формообразования. Поэтому не удивительно, что эволюция имитации как стимула к интенсивному движению не
  
остановилась на каноне, а пошла в направлении к фуге — совершеннейшей форме имитационного стиля.
  Фуга также является строго замкнутым единством и в этом отношении сближается с каноном. Но в пределах данного единства она — в противоположность канону ■— представляет собою не только рационально сконструированный механизм, но динамическое формообразование, поскольку в ней главным свойством надо считать не соблюдение точности имитации при строжайших ограничениях и трудностях достижения этой точности и не «стабилизацию» композиции до полного предопределения и механизации всего процесса оформления, а нечто совсем обратное: рост и развитие движения из монотематической предпосылки или из тождественного проведения одной и той же (сохраняющей на всем протяжении фуги неизменными соотношения звукоэлементов) интонационной формулы, сразу же обнаруживаемой в двух планах
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *