=309=
тождественности остается неизменным во всех видах имитации и переходит в развитие формы ее — в канон. Развитие, усиление
  
напряженности музыкального движения в имитационно-каноническом стиле зависит от того, в какой мере применяются приемы увеличения, уменьшения, обращения и возвратного движения, а также от перемещения времени, расстояния и места вступления (вернее: включения) голосов.
  Канон — это замкнутая в самостоятельный организм и строго рационально конструированная и точная имитация. Как окристаллизовавшаяся форма канон, в сущности, является уже статическим образованием и механической данностью; в нем принцип движения из тождества в полную противоположность его же проявлению в вариационных формованиях доводится до крайних выводов — до полного отрицания идеи развития художественного организма, идеи, питающей как монотематические (вариационные), так и политематические (соната, симфония, рондо) формообразования. Поэтому не удивительно, что эволюция имитации как стимула к интенсивному движению не
  
остановилась на каноне, а пошла в направлении к фуге — совершеннейшей форме имитационного стиля.
  Фуга также является строго замкнутым единством и в этом отношении сближается с каноном. Но в пределах данного единства она — в противоположность канону ■— представляет собою не только рационально сконструированный механизм, но динамическое формообразование, поскольку в ней главным свойством надо считать не соблюдение точности имитации при строжайших ограничениях
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *