=308=
больших расстояниях, имели постоянную точку опоры в повторяемости проявления одной и той же интонационной формулы. Музыкальное движение получало возможность развития уже в силу постоянства перекрещивания тождественных элементов в разных голосах в разное время, тогда как в каждый данный момент происходит соприкосновение интонаций контрастных. Здесь необходимо подчеркнуть, что простое перемещение тождественных элементов из голоса в голос, помогая поддерживать движение, не оказывает все же на него столь импульсивного воздействия, как имитация. Это понятно. При имитации происходит включение в одну линию мелодического движения другой, ей тождественной; не простое продолжение (повторение) в другом голосе, а именно его включение до того, как движение перволинии замкнется. Это и обусловливает здесь возможность нескончаемого продолжения звучания. В ранних формах средневековой полифонии, как мы только что видели, наблюдается постоянно обмен и перемещение тождественных элементов из голоса в голос, но только факт включения нового голоса в незавершенное движение первого усиливал динамику движения благодаря им-пульсированию горизонтальной подвижности голосов. Принцип тождественности остается неизменным во всех видах имитации и переходит в развитие формы ее — в канон. Развитие, усиление
  
напряженности музыкального движения в имитационно-каноническом стиле зависит от того, в какой мере применяются приемы увеличения, уменьшения, обращения и возвратного движения, а также от перемещения времени, расстояния и места вступления (вернее:
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *