=307=
области мускуль-но-моторных ощущений при подъеме в гору или по лестнице, когда движение вверх вызывает желание крупных шагов или прыжков через ступени, тогда как при спуске движение становится мельче, заполненнее и последовательно инертнее — не в смысле психологическом-обыденном, как признак безволия, а в смысле биомеханическом, как необходимость торможения и поступенности, чтобы избежать действия ускорения.) Указанный принцип— один из основных в баховской механике. Он применяется им и в фугах, чтобы оттенить динамическое напряжение в моменты чисто тематической («сюжетной») экспозиции от движения по инерции, связывающего эти моменты и перемещающего центры звучания. Это так называемые интермедии или интерлюдии.
  Инвенции Баха содержат много возможностей для наблюдения за многоразличными способами формования материала путем прямого и возвратного движения, так как они позволяют следить за каждым голосом в отдельности и одновременно за проявлением этого рода продвижения в полифонической фактуре. Умение Баха развивать движение из тождественных предпосылок поражает на каждом шагу. Применяя приемы
  
проведения материала в увеличении и в уменьшении, а также в обращении, т. е. пользуясь принципами формования, присущими имитационно-каноническому стилю, он с помощью немногих, в сущности, принципов добивается исключительного многообразия в претворении одних и тех же, взятых за исходный импульс, звукосоотношений.
  Конечно, принцип имитации выступает в данном отношении как первичный и вместе с тем колоссально плодотворный.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *