=307=
Указанный принцип— один из основных в баховской механике. Он применяется им и в фугах, чтобы оттенить динамическое напряжение в моменты чисто тематической («сюжетной») экспозиции от движения по инерции, связывающего эти моменты и перемещающего центры звучания. Это так называемые интермедии или интерлюдии.
  Инвенции Баха содержат много возможностей для наблюдения за многоразличными способами формования материала путем прямого и возвратного движения, так как они позволяют следить за каждым голосом в отдельности и одновременно за проявлением этого рода продвижения в полифонической фактуре. Умение Баха развивать движение из тождественных предпосылок поражает на каждом шагу. Применяя приемы
  
проведения материала в увеличении и в уменьшении, а также в обращении, т. е. пользуясь принципами формования, присущими имитационно-каноническому стилю, он с помощью немногих, в сущности, принципов добивается исключительного многообразия в претворении одних и тех же, взятых за исходный импульс, звукосоотношений.
  Конечно, принцип имитации выступает в данном отношении как первичный и вместе с тем колоссально плодотворный. Изобретение или «находка» в свое время * имитации открыла воз-
  
можность полифонного горизонтально-подвижного расширения музыки — продвижения из единой предпосылки. Данный и оформленный в некоем сопряжении материал получил импульс к движению из самого себя. Таким образом слух и память, еще не привыкшие к охватыванию полифонического музыкального движения
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *