=306=
неизменном басу (тип пассакальи и чаконы) являет большую жизненность. В 1885 году в своей Четвертой симфонии Брамс создал монументальный финал, базируясь на остинатной упругой линии восьмитактной е-тоП'ной темы, замечательной своим мелодическим напряжением, которое достигается тем, что полутон, помещенный на пятом такте (повышенная IV ступень), вносит яркую «интонационную асимметрию» в движение темы, разрушая своим тяготением четность:
  е1 : fis] : g1 : а1 : ais1 : h1 : h : e1.
  Возвращаясь к простейшим нетождественным повторениям мотива или темы при одноголосной фактуре, следует указать еще на несложные типы обратного движения, позволяющие
  воспринимать его как симметрично повторное. Зто формула: (а : Ь) + (Ь : а). Виды его крайне разнообразны. От примитивнейшего построения мотива из двух нот
  
до мелодических формул Баха — первой С-с1иг'ной фуги из «Wohltemperiertes Klavier» и особенно еще первой С-аиг'ной инвенции с характерным для Баха приемом мелодического восхождения скачками и заполненного тесными интервалами обратного движения с применением секвенций. Этот прием настолько часто применяется Бахом, что служит ключом к пониманию одного из основных принципов движения и формования материала в его музыке: динамика скачка почти всегда уступает место постепенному плавному снижению к исходной точке (или ниже ее, если необходимо продолжить движение).* Частое применение секвенций придает некоторую пассивность такому снижению, и оно воспринимается как движение по инерции. Невольно возникает аналогия
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *