=305=
чередуются мелодические новообразования. Бас все время повторяет избранное соотношение звуков или тему (отсюда английское название для такого рода вариаций или тождественных образований: ground). Формы пассакальи и чаконы суть приложения этого принципа. Следующая стадия — это когда композитор отказывается от монотонного точного повторения основной формулы варьирования в басу, но, сохраняя в неприкосновенности конструкцию темы или целой небольшой пьесы, загружает ее при повторении украшениями, орнаментами (это и есть французские doubles). Наконец, третья стадия •— вариации с очень постепенным раскрытием возможностей темы — от чисто декоративного до симфонически развитого проведения ее. От Генделя и Баха к Моцарту и Бетховену, а от него к вариациям романтиков и современных композиторов путь этот все более усложняется. Крайне исторически показательными, как водораздел между вариациями каноническо-контрапунктического стиля и вариациями гомо-фонно-гармоническими, оказываются 30 вариаций И.-С. Баха C-dur (Aria con XXX Variazioni), появившиеся около 1742 года. Все указанные стадии отнюдь не следовали друг за другом строго хронологически, и, например, вариационное формование материала на неизменном басу (тип пассакальи и чаконы) являет большую жизненность. В 1885 году в своей Четвертой симфонии Брамс создал монументальный финал, базируясь на остинатной упругой линии восьмитактной е-тоП'ной темы, замечательной своим мелодическим напряжением, которое достигается тем, что полутон, помещенный на пятом такте (повышенная IV ступень), вносит яркую «интонационную асимметрию» в движение темы, разрушая своим
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *