=304=
беспредельно, т. е. считать эту форму разомкнутой. Ведь как бы ни был блестящ и динамически ярок финал любых вариаций — в принципе можно мыслить за ним еще более сильную вариацию! . .
  Чтобы не приводить множества примеров постепенного разворачивания и усложнения вариационных форм с точки зрения постепенной дифференциации тождественных моментов и «затруднения» узнавания сходства, можно сослаться на целый ряд более или менее известных вариаций в исторической последовательности. Было бы немыслимо излагать шаг за шагом рост различий в рамках повторности как принципа формования. Только изучение произведений или хотя бы просмотр их быстро помогут усвоить ход развития. Выдающимися по мастерству и выразительности вариациями и вариациями «в меру» всегда будут те, в которых движение, динамически нарастая, не позволяет, однако, совсем потерять чувство связи между звеньями одной цепи. С-то1Гные 32 вариации Бетховена и 33 вариации на вальс Диабелли, Симфонические этюды Шумана, ряд вариаций Брамса, и среди них особенно на тему Генделя, затем вариации из Третьей сюиты Чайковского, вариации из Струнного квинтета с двумя виолончелями Танеева позволяют
  довольно последовательно проследить путь развития процессов формования из тождественного материала на основе принципа повторности — от первых до последних десятилетий XIX века. Ознакомление же с исторически постепенным приближением к указанным произведениям высших и сложных форм достигается изучением видов вариационного формования приблизительно с XVI века. Лучшие пособия в данном отношении — это differen-cias («дифференсиа») испанских
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *