=304=
или менее известных вариаций в исторической последовательности. Было бы немыслимо излагать шаг за шагом рост различий в рамках повторности как принципа формования. Только изучение произведений или хотя бы просмотр их быстро помогут усвоить ход развития. Выдающимися по мастерству и выразительности вариациями и вариациями «в меру» всегда будут те, в которых движение, динамически нарастая, не позволяет, однако, совсем потерять чувство связи между звеньями одной цепи. С-то1Гные 32 вариации Бетховена и 33 вариации на вальс Диабелли, Симфонические этюды Шумана, ряд вариаций Брамса, и среди них особенно на тему Генделя, затем вариации из Третьей сюиты Чайковского, вариации из Струнного квинтета с двумя виолончелями Танеева позволяют
  довольно последовательно проследить путь развития процессов формования из тождественного материала на основе принципа повторности — от первых до последних десятилетий XIX века. Ознакомление же с исторически постепенным приближением к указанным произведениям высших и сложных форм достигается изучением видов вариационного формования приблизительно с XVI века. Лучшие пособия в данном отношении — это differen-cias («дифференсиа») испанских лютнистов и органистов XVI столетия, division («дивишин») и ground («граунд») английских виолистов и верджиналистов XVI—XVII столетий и doubles («дубль») французских клавесинистов XVIIXVIII столетий.
  Можно наметить три главные стадии в эволюции вариаций с точки зрения увеличения трудности узнавания сходства. Первая стадия — это когда слух еще не может расстаться с основанием или базой, над которой чередуются
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *