=303=
проведению темы в том же ладу, но в других тональностях.
  История развития вариационных форм, в которых принцип тождества («узнавание сходства») доминирует всецело над принципом контраста («констатирование различия») и над стремлением выровнять его дальнейшим движением или же усугубить новыми контрастами,— дает возможность постепенно проследить эволюцию все более и более смелых и далеких отходов и отклонений от близких и подобных повторений к повторениям контрастным. В них узнавание сходства происходит путем долгого и длительного приспособления слуха к чуждым, наслоившимся в процессе варьирования элементам. В сложных современных вариациях наблюдается гораздо менее постепенное отхождение от первичного облика темы, чем в вариациях классиков, и иная сильно развитая вариация становится настолько отдаленной от своей первоосновы и заключает в себе столько контрастных новообразований, что воспринимается слухом как сильный толчок к дальнейшему движению и исканию синтеза. Но как раз то обстоятельство, что в вариационных формах всегда предполагается тождественным первостимул движения (тема),— дает право продолжать всякое вариантно-вариацион-ное движение беспредельно, т. е. считать эту форму разомкнутой. Ведь как бы ни был блестящ и динамически ярок финал любых вариаций — в принципе можно мыслить за ним еще более сильную вариацию! . .
  Чтобы не приводить множества примеров постепенного разворачивания и усложнения вариационных форм с точки зрения постепенной дифференциации тождественных моментов и «затруднения» узнавания сходства, можно сослаться на целый ряд более
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *