=303=
степень его остроты сообразно стилю музыки, и многое, что
  
в современной музыке покажется вялым, звучит как смелый контраст в музыке иного типа мышления. После ряда мажорных проведений темы (часто в виде орнаментально-декоративных вариантов ее) минор создал ощущение перелома движения, и вследствие этого, несомненно, данный прием предпочитался проведению темы в том же ладу, но в других тональностях.
  История развития вариационных форм, в которых принцип тождества («узнавание сходства») доминирует всецело над принципом контраста («констатирование различия») и над стремлением выровнять его дальнейшим движением или же усугубить новыми контрастами,— дает возможность постепенно проследить эволюцию все более и более смелых и далеких отходов и отклонений от близких и подобных повторений к повторениям контрастным. В них узнавание сходства происходит путем долгого и длительного приспособления слуха к чуждым, наслоившимся в процессе варьирования элементам. В сложных современных вариациях наблюдается гораздо менее постепенное отхождение от первичного облика темы, чем в вариациях классиков, и иная сильно развитая вариация становится настолько отдаленной от своей первоосновы и заключает в себе столько контрастных новообразований, что воспринимается слухом как сильный толчок к дальнейшему движению и исканию синтеза. Но как раз то обстоятельство, что в вариационных формах всегда предполагается тождественным первостимул движения (тема),— дает право продолжать всякое вариантно-вариацион-ное движение беспредельно,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *