=301=
возбудителя движения, сколько служит средством более прочного закрепления в памяти данного соотношения звуков. Например,
  
В Восьмой симфонии Бетховена, в финале, повторяющиеся октавы фаготов и литавр ощущаются как фактор, организующий движение, как органический элемент в общем развертывании музыки и как стимул этого развертывания. Чем сильнее ритмо-интонационное различие двух или нескольких повторно сопряженных элементов, тем больше оказывается стимулов к сравнению у слуха, тем больше движение нуждается в повторении и тем естественнее это повторение воспринимается как стимул к продвижению музыки. Именно из такого рода неизбежности двойного усвоения вытекают столь обычные в классической музыке повторения каждого отдела излагаемой
  
перед вариациями темы и — что еще показательнее — повторение всей экспозиции в сонатном аллегро.
  Простейшие виды нетождественного повторения получаются при проведении одной и той же формулы сопряжения в орнаментально-вариантном «наряде», когда в конструктивном отношении все остается неизменным. То же получается при ритмическом раздроблении звуков, при обращении аккорда в арпед-жированный облик * и т. д.— словом, при всевозможных декоративных и фигурационных изменениях основного вида соотношения звуков. В сущности говоря, даже точное повторение музыки в разных тональностях принадлежит — при условии близкого тонального родства— к виду простейших нетождественных повторений. Но чем отдаленнее тональности друг от друга и чем острее и
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *