=301=
ритмо-интонационное различие двух или нескольких повторно сопряженных элементов, тем больше оказывается стимулов к сравнению у слуха, тем больше движение нуждается в повторении и тем естественнее это повторение воспринимается как стимул к продвижению музыки. Именно из такого рода неизбежности двойного усвоения вытекают столь обычные в классической музыке повторения каждого отдела излагаемой
  
перед вариациями темы и — что еще показательнее — повторение всей экспозиции в сонатном аллегро.
  Простейшие виды нетождественного повторения получаются при проведении одной и той же формулы сопряжения в орнаментально-вариантном «наряде», когда в конструктивном отношении все остается неизменным. То же получается при ритмическом раздроблении звуков, при обращении аккорда в арпед-жированный облик * и т. д.— словом, при всевозможных декоративных и фигурационных изменениях основного вида соотношения звуков. В сущности говоря, даже точное повторение музыки в разных тональностях принадлежит — при условии близкого тонального родства— к виду простейших нетождественных повторений. Но чем отдаленнее тональности друг от друга и чем острее и выпуклее тонально-колористический контраст, тем больше оснований у слуха для «сравнительных суждений», тем интенсивнее восприятие тонального различия при тождественном материале как стимула к движению и, следовательно, как оформляющего фактора. В симфониях, однако, на больших расстояниях, прием повторения больших эпизодов в разработке в виде параллельного проведения их в разных тональностях (чаще всего
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *