=300=
движения увертюры. Он подготовляет подобным перемещающимся повторением непосредственно следующее появление целотонной гаммы и после ее повторного проведения— на этот раз с буквальным последовательным повторением — и приведения движения к кадансовой формуле утверждает тонику посредством стреттного пробега (т. е. в сущности, путем тоже повторного движения в разных голосах) главной темы. В коде этой дан классический пример динамизации развития музыки из повторных проведений в самой последней, замыкающей все развитие увертюры, стадии движения.
  Итак, повторяющееся движение в одном и том же голосе — буквальное и небуквальное: оно всегда является последовательным (горизонтальным), тогда как при двух или нескольких голосах происходит усложнение в силу привнесения возможно-
  стей вертикальных перестановок (различных типов повторения), а также в силу применения особого вида горизонтально-подвижного повторения — имитации. В последнем случае возникает уже момент разнообразия, придающий движению большой интерес и музыкальный смысл, тогда как простое повторение вызывает в слишком малой степени ощущение продолжаемости движения. Повторение не столько имеет значение возбудителя движения, сколько служит средством более прочного закрепления в памяти данного соотношения звуков. Например,
  
В Восьмой симфонии Бетховена, в финале, повторяющиеся октавы фаготов и литавр ощущаются как фактор, организующий движение, как органический элемент в общем развертывании музыки и как стимул этого развертывания. Чем сильнее ритмо-интонационное
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *