=299=
стимул к развитию музыки из одной тематической предпосылки. Восприятие тогда устанавливает не буквальную общность, а сходство отдельных элементов, связующих отдельные проявления тождественного в своей первооснове материала. Это можно наблюдать в высших формах вариаций, где музыка, вытекая из одного первоистока, в своем развитии подает руку музыке, формованной по принципу контрастности, (сонатное аллегро). Такова, например, последняя часть Героической симфонии Бетховена, где путь вариационного и вариантного развития материала не уступает по размаху своему и напряжению контрастной тематической разработке I части.
  Разнообразие видов повторяющегося движения тождественного материала не позволяет пока классифицировать все подобного рода формообразования. Ограничусь указанием только на наиболее «ходкие» виды. Два естественных подразделения выступают сами собою. Это — точное и неточное повторение музыки в отношении ее продолжительности, в отношении привнесения орнаментации, а также в отношении повторности движения тех же элементов, но в обратном порядке или в отражении, в обращении и т. д. Данные виды усложняются возможностью одновременного проведения некоторых повторных движений в разных голосах. Например, в полифонических формах — одновременное проведение темы в расширении и в нормальном ее облике или же в уменьшении и в подлинном виде, а также в прямом и обратном движении расходящихся и сближающихся голосов. В «Junge Lieder» Брамса (op. 63), в первой из них («Meine Liebe ist grün»), последнего типа прием вариантного повторения позволяет композитору построить «плотно»
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *