=299=
Такова, например, последняя часть Героической симфонии Бетховена, где путь вариационного и вариантного развития материала не уступает по размаху своему и напряжению контрастной тематической разработке I части.
  Разнообразие видов повторяющегося движения тождественного материала не позволяет пока классифицировать все подобного рода формообразования. Ограничусь указанием только на наиболее «ходкие» виды. Два естественных подразделения выступают сами собою. Это — точное и неточное повторение музыки в отношении ее продолжительности, в отношении привнесения орнаментации, а также в отношении повторности движения тех же элементов, но в обратном порядке или в отражении, в обращении и т. д. Данные виды усложняются возможностью одновременного проведения некоторых повторных движений в разных голосах. Например, в полифонических формах — одновременное проведение темы в расширении и в нормальном ее облике или же в уменьшении и в подлинном виде, а также в прямом и обратном движении расходящихся и сближающихся голосов. В «Junge Lieder» Брамса (op. 63), в первой из них («Meine Liebe ist grün»), последнего типа прием вариантного повторения позволяет композитору построить «плотно» замы-
  ПРИНЦИПЫ ТОЖДЕСТВА ИЛИ ПОВТОРНОСТИ («УЗНАВАНИЕ СХОДСТВА»). ВИДЫ ПОВТОРЕНИИ. ИМИТАЦИЯ, КАНОН И ФУГА. ПОНЯТИЕ ТЕМЫ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И СТАТИКА
  
В увертюре к «Руслану», в коде, Глинка усиливает приемом обращенного повторения (в точном обращении темы и сопровождающей ее хроматической гаммы) приближение момента «развязки» всего
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *