=298=
звукосочетаний как «моментальных» раздражителей.* Здесь вырабатываются принципы оформления материала, которые рационально обобщают весь процесс формования (только что указанный) и приводят к развитию протяженных форм со сложными соотношениями составляющих их элементов и свойственных им функций. Эти формы, конечно, развиваются в тесной связи с ростом всей культуры человечества в данный период времени и в данной стране.
  
Глава II
  Повторяющееся движение или проведение дважды или несколько раз одного и того же музыкального материала является наиболее простым и вместе с тем наиболее доступным средством продолжить однажды найденное или выбранное соотношение звучаний. Для усвоения же музыки памятью это средство оказывается надежнейшим. Виды повторений крайне разнообразны: от буквального и точного воспроизведения данного соотношения до контрастного сопоставления двух или нескольких моментов музыки, в которых на основе одного и того же материала вырастают трудно различимые в отношении их пер-восходства звукообразования. Тем самым уничтожается монотонность буквального повторения, а самый принцип повторения превращается в стимул к развитию музыки из одной тематической предпосылки. Восприятие тогда устанавливает не буквальную общность, а сходство отдельных элементов, связующих отдельные проявления тождественного в своей первооснове материала. Это можно наблюдать в высших формах вариаций, где музыка, вытекая из одного первоистока, в своем развитии подает руку музыке, формованной по принципу контрастности, (сонатное аллегро).
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *